Моральный вред по закону о защите прав потребителей: судебная практика

Действующее законодательство устанавливает возможность получения потребителем компенсации морального вреда. На это прямо указывает ст. 15 Закона о защите прав потребителей. Возможно ли получить такую компенсацию в случае причинения морального ущерба, и какова судебная практика по данному вопросу в России?

Моральный вред: понятие и компенсация

Под моральным вредом в сфере защиты прав потребителей понимаются нравственные страдания, причиненные потерпевшему лицу в результате наличия у товара недостатков, некачественно выполненной работы или оказанной услуги. При этом текущее законодательство не устанавливает минимальный и максимальный размер компенсации, полагающейся лицу, которому был причинен такой вред.

Судебная практика показывает, что при определении денежной суммы, подлежащей выплате, размер имущественного вреда, причиненного потребителю, не имеет никакого значения. Как правило, суд руководствуется причиной и степенью нанесенных гражданину нравственных и душевных страданий, учитывая при этом принципы справедливости и разумности.

Судебная практика по делам, связанным с компенсацией морального вреда потребителю

pravo0Подавая иск о возмещении нравственного ущерба, причиненного потребителю вследствие некачественно выполненной работы/оказанной услуги/изготовленного товара, следует указать в нем следующие сведения:

  • наименование и адрес суда, в который подается заявление;
  • Ф.И.О. истца;
  • Ф.И.О. или наименование ответчика;
  • описание ситуации, в которой был причинен моральный ущерб;
  • размер требований, выдвигаемых к ответчику;
  • доказательства факта наличия причиненного морального ущерба.

Кроме того, потребуется приложить квитанцию об уплате госпошлины.

В том случае, если факт причинения морального вреда истцу будет подтвержден доказательной базой, вероятность удовлетворения иска становится весьма высокой. Так, заявитель, подавший исковое заявление на суши-бар, в котором ему была подана несвежая еда, ставшая причиной отравления, получил не только компенсацию затрат на медицинское обслуживание, но и возмещение морального вреда, который он получил вследствие испорченного вечера и необходимости проходить лечение.

Еще одним примером возмещения заведением общественного питания морального ущерба, является выплата рестораном денежных средств посетителю, являющемуся инвалидом, который не был допущен в зал по причине использования им инвалидной коляски, т.к., по мнению администрации ресторана это могло бы смутить других посетителей. По итогам судебного разбирательства истцу была выплачена сумма в размере 100 000 рублей.

Судебная практика по подобным делам показывает, что чаще всего в полной мере удовлетворяются исковые требования, предъявленные учреждениям здравоохранения, а при рассмотрении дел, связанных с некачественной установкой окон или продажей товара, не соответствующего эксплуатационным характеристикам и т.п., сумма иска, как правило, значительно уменьшается.

Итак, судебная практика по делам, связанным с возмещением морального вреда, причиненного потребителям, показывает, что получить такую компенсацию за него вполне реально. Ее размер зависит от тяжести причиненного вреда и устанавливается судом исходя из принципов справедливости и разумности.

Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*