Как признать недействительным кредитный договор – порядок действий и судебная практика

Договор кредитования может быть признан недействительным (полностью либо частично) только на основании решения суда. Но важно учесть, что даже если клиент хочет признать договор недействительным в определенной части, кредитное учреждение воспринимает это как попытку избежать обязательств по выплате кредита и крайне редко идет на уступки. Рассмотрим подробнее весь процесс признания кредитного договора недействительным, включая судебную практику по данным делам.

Основания для признания договора недействительным

Кредитный договор признается недействительным в следующих случаях:

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 500-27-29 доб. 882. Это быстро и бесплатно!
  • Если договор (либо какая-то из его частей) нарушает законы РФ;
  • Когда в качестве заемщика выступали граждане, которые не могут брать на себя подобные обязательства в связи с тем, что они являются недееспособными;
  • Если кредитное учреждение при заключении договора ввело своего клиента в заблуждение;
  • В случае, если на заемщика при заключении договора оказывалось воздействие;
  • Если будет доказано, что кредитное учреждение воспользовалось тем, что у гражданина возникли тяжелые жизненные обстоятельства, и заключило с ним договор на невыгодных для него условиях;
  • Когда при заключении договора обязательным условием было наличие согласие третьих лиц, но оно не было получено (к примеру, при заключении договора на предоставление ипотечного кредита обязательным условием является согласие супруга);
  • Если заемщику была передана другая сумма, а не та, что была прописана в договоре.

Порядок действий

Для признания кредитного договора ничтожным необходимо:

Направить претензию

Претензию требуется направить в адрес кредитного учреждения, указанного в договоре. В претензии необходимо указать срок для отправки ответа второй стороной. Важно отметить, что срок необходимо указать разумный – в противном случае у банка не будет возможности своевременно на него ответить. Если банк получил претензию, но не ответил на нее в установленные сроки, либо ответил, но выразил несогласие в требованиями, указанными в претензии, необходимо приступать к следующему этапу – подготовка иска в суд.

Подготовить исковое заявление в суд

Это возможно сделать как самостоятельно, так и воспользовавшись помощью юристов. В исковом заявлении необходимо указать:

  • наименование суда в который оно подается;
  • сведения об истце: Ф.И.О., адрес места жительства, контактный номер телефона;
  • сведения об ответчике: наименование компании, адрес местонахождения, номер телефона;
  • основания для признания договора с кредитной организацией недействительным;
  • просьба к суду о признании договора не действительным;
  • дату, подпись.

Иск составляется по числу лиц, участвующих в деле (т.е. должно быть минимум 2 экземпляра – 1-й в дело,2-й – ответчику). К иску необходимо приложить копию паспорта, документы на кредит (копии) и документ, подтверждающий направление претензии и получение ее ответчиком (это может быть почтовая квитанция и распечатка трека для отслеживания). Если банк ответил на претензию, ответ также необходимо приложить к исковому заявлению (каким бы он ни был) – если ответ поступил на электронную почту – его также необходимо распечатать.

Важно учесть, что данная категория дел относится к защите прав потребителей и в связи с этим, истец освобождается от уплаты государственной пошлины. Иск может быть подан как месту нахождения кредитной организации, так и истца – по его усмотрению.

Рассмотрение дела в суде

После того, как иск поступил в суд, судья в течение 5 рабочих дней принимает решение о принятии к производству, оставлении без движения либо отказе в принятии. Если иск составлен правильно и все необходимые документы приложены, судья принимает исковое заявление к производству, выносит определение о принятии и назначает дату заседания. После чего стороны извещаются повесткой или телефонограммой (секретарь заседания звонит сторонам и извещает их о дате и времени после чего фиксирует это на бумажном носителе). Телефонограмма, также как и уведомление, подшивается в материалы дела и служит доказательством надлежащего извещения сторон.

В случае явки обеих сторон суд, по результатам рассмотрения, выносит очное решение, но если хотя бы 1 сторона не явилась – заочное. Разница в том, что заочное решение может отменено по заявлении стороны, которая не присутствовала.

  1. Если в течение установленного срока стороны не подали апелляционную жалобу, решение вступает в силу.
  2. Если банк решил обжаловать принятое решение, то он направляет жалобу через суд, который это решение выносил. После чего, аппарат судьи передает дело в апелляцию – в суд вышестоящей инстанции.

Если суд отменяет решение, то оно направляется на пересмотр. Если же судья суда апелляционной инстанции принимает решение оставить без удовлетворения жалобу, то решение вступает в силу в тот же день.

Последствия признания договора с банком недействительным

Если договор будет признан недействительным, то банк обязан будет аннулировать долг, а заемщик, в свою очередь, вернуть взятые денежные средства в полном объеме (естественно, без начисленных банком процентов).

Важно учесть, что помимо аннулирования договора, банку будет выписан штраф за неудовлетворение требования потребителя в добровольном порядке. Кроме того, если истец при обращении в суд пользовался услугами представителя, то обязанность по возмещению понесенных расходов будет также возложена на банк.

Важно учесть, что заемщик после признания договора с кредитным учреждением недействительным, обязан как можно раньше вернуть денежные средства в банк – в противном случае, уже представители банка подадут иск в суд для взыскания данной суммы.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону 8 (800) 500-27-29 доб. 882. Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *